Приветствую Вас Гость!
Пятница, 10.07.2020, 23:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Наши секции

Наши тренеры

Друзья сайта

Помощь сайту Благотворительность

  • СБЕРБАНК 5469 6900 1099 2759
  • Яндекс Деньги 410012347497962
Главная » 2011 » Ноябрь » 22 » Зевок в шахматной партии
10:42
Зевок в шахматной партии
Крайне интересная статья, где автор предпринял попытку объяснить причину шахматного зевка и методы устранеия этого, во всех смыслах, нежелательного явления.
Просмотров: 2803 | Добавил: дюбель
Всего комментариев: 11
11 дюбель   [Материал]
Подведем итоги: и здесь я целиком и полностью поддерживаю действующего чемпиона Мира - В. Ананда, когда он отвечал на вопросы в одном из своих интервью:

Что Вы отвечаете, когда восторженные дети спрашивают Вас, как стать шахматистом?
Советую играть как можно чаще. Любые умозрительные построения будут чего-то стоить лишь на шахматной доске. Это похоже на изучение языка: здорово, конечно, читать книжки, но только когда сможешь наконец говорить с кем-то, всё становится на свои места.

Как много времени вы уделяете работе над шахматами, когда готовитесь к турнирам?
Столько, сколько нужно – больше 10 часов если необходимо – плюс ещё два-три часа в день во время турнира.


Практика, только систематическая практика, бесконечно большое количество легких, тренировочных и турнирных партий позволит начинающему шахматисту достигнуть такого уровня игры, когда он будет видеть доску не «кусками», а полностью, когда каждая фигура, стоящая на доске, не будет «выпадать» из его внутреннего зрения, тогда, про такого игрока, можно будет сказать, что он достиг «беззевкового уровня» игры.
P.S. На этом позвольте закончить.
Р.P.S. Если кому интересна тема расчета варианов и алгоритм поиска оптимального хода - могу продолжить.

10 дюбель   [Материал]
Позвольте, я здесь сделаю небольшое отступление:
В шахматных учебниках можно найти советы и правила почти на все случаи жизни. Одни из них призывают: « Захвати центр!», «Ставь ладью на открытую линию!», другие предостерегают: «Не ходи в дебюте одной фигурой дважды!», «Не двигай пешки там, где ты слабее» и т. д. Почитав эти правила, мы стремимся их применять, и наша игра приобретает некую осмысленность. Зная основы теории дебютов, мы, почти всегда, одерживаем верх над неискушенными любителями. С коллегами – разрядниками сражаемся на равных, а может быть, чаще выигрываем. Но во встречах с более сильными соперниками нас преследуют неудачи. Ставим фигуры в центр – со временем выясняется, что они нужны были совсем в другом месте, образуем проходную пешку – получаем худшую игру. Мы следим за шахматной прессой, разыгрываем партии с комментариями знаменитых гроссмейстеров, но заметных улучшений в игре часто не достигаем. В чем дело? Может они знают больше всевозможных правил? Или им известны какие – либо особые секреты, о которых нам никогда не узнать? Это, конечно, не так!
Можно выделить два обстоятельства, от которых зависит рост шахматного мастерства:
Первое. Полученные из книг теоретические знания для нас долгое еще время продолжают оставаться «чужими». Правда, при этом, мы уже не оспариваем их, но и не всегда следуем им. В условиях напряженной схватки за доской, мы используем из теории только то, что стало нашим глубоким внутренним убеждением. Таким образом, одним из тормозов на пути к совершенствованию является поверхностность наших теоретических знаний.
Второе. Нужно уметь применять полученные знания на практике, в конкретной обстановке. Немудрено захватить открытую линию, а потом пропустить контрудар на другом участке доски. Можно увлечься идеей захвата центрального поля, но пренебречь еще более важными элементами позиции. Другими словами, ошибки при расчете вариантов, недопонимание внутренней связи между различными позиционными факторами, что не позволяет выделить главное в позиции, - еще одна причина больших и малых неудач.

9 дюбель   [Материал]
А вот маленькое видео, которое я попробовал создать (строго не судите)
http://narod.ru/disk/32815501001/Video_2011-11-29_103415.rar.html

8 дюбель   [Материал]
Начну с того, что в той же программе Fritz есть еще одна прекрасная опция – «тренировка тактики». Я уже писал об этом, но думаю, будет не лишним повторить:
Во Фрице 11 есть такая возможность тренировки расчета вариантов: устанавливаем на доске программы позицию; открываем окно «сервис»- тренировка-тренировка тактики. Открывается окно тренировка с указанием очереди хода на которой мы можем вводить ходы расчета, при этом на самой доске ходы не отображаются , а только вводятся в запись. Ходы можно менять, переписывать т.е. все как обычно для этого в правом верхнем углу есть стрелки. Хочу отметить, что заведомо глупые ходы вводить не стоит ,так как это
негативно отобразится на общей оценке, короче нужно в идеале ввести самый сильный вариант за обе стороны. После чего мы можем проверить введенный вариант на легальность сделанных ходов (галочка в кружочке), если мы ввели некорректные ходы программа нам это покажет. После чего запускаем: поставить оценку проделанному расчету (монитор, листок, карандаш). Программа поведет расчет и покажет набранные очки. Хочу отметить, что если включить (проверить тактическую корректность ходов) до (поставить оценку проделанному расчету), то программа оценку не даст! Эту команду не удастся запустить. И, наконец, заканчиваем тренировку при этом можем по желанию сохранить проделанный расчет.

Для примера проведите расчет этой позиции: Б. Kh1,Qd2,Rf4,Bg2pp.a2,b3,c4,d5,f6,g3,h2 Ч.Kg8,Qg5,Re8,Nf5pp.a7,b7, c7,d6,f7,g6,h7 (ход белых) очки (максимальные)= 27
Takacs - Pallin
1932

7 дюбель   [Материал]
Если заниматься по этой методике каждую тренировку по 10-15 минут, то за два – три месяца ученики будут достаточно хорошо видеть доску «сечь поляну», а это хорошее подспорье на пути к достижению Б.У. игры.
Теперь перейдем к тактике. С одной стороны научиться тактике, то есть овладеть стандартными тактическими приемами (перекрытие, отвлечение, двойной удар и т.д.) и найти мотив для тактической операции (слабая 1я или 8я горизонталь, связка, двойной шах, «спертый мат» и т. д.) достаточно легко – для этого есть масса написанных книг и шахматных программ. Мой опыт показывает, что начинающие (это хитрецы еще те) довольно быстро учатся находить «решающие» продолжения в учебном примере исходя из следующего: раз тренер ставит позицию и объявляет задание – белые дают мат в два хода, то, значит, мат есть(!), а что такое мат(?) это шах, от которого нет защиты ну и значит нужно «шахануть» на втором ходу! Ура! Ура! Задание решено! Или второй пример: тренер дает задание – белые начинают и выигрывают. Ага! Значит, видимо, мата нет, а тогда что? Скорей всего выигрыш материала, значит нужно искать какой то «налет» (например, двойной удар, вилка…), а все примеры, как правило, начинаются «громким» ходом (шахом с жертвой, взятием…), значит, будем в первую очередь искать такие ходы(!). Есть «умельцы», которые щёлкают такие примеры как орехи, а в практической игре тонут в тактике как «слепые котята». Но это тема уже другого разговора – то есть как, каким образом органически «вплести» приобретенные навыки тактических ударов в « канву» турнирной партии. Сейчас же нас интересует как избавиться от зевков элементарной двух – трехходовой тактики, что необходимо для достижения Б.У. игры. Тут уже одним компьютером с набором баз «тактик - тренинг» или книгой с примерами не обойдешься – нужен комплекс мер! (об этом поговорим в следующий раз)

6 Ирина   [Материал]
Очень интересно, Евгений Владимирович. Я хотя и тренер, но тоже иногда нуждаюсь в хороших советах и идеях smile Жду продолжения. Тема актуальная.

5 дюбель   [Материал]
И так, мы остановились на вопросе – как достигнуть «беззевкового уровня» (Б.У.) игры за максимально короткое время? Ведь, даже сыграв 100 турнирный или тренировочных партий в год, (300:100=3) на все это уйдет три года! Это расточительно много! Здесь сделаю небольшое отступление. Когда на сайте В.Парфенова я попытался открыть ветку на эту тему, народ очередной раз не понял о чем идет речь (вот уж действительно –«смотрит в книгу – видит фигу!») и решили, что дело идет о расчете вариантов. Ну и конечно начали меня отсылать (посылать) к книгам А. Котова «Как стать гроссмейстером» и Д. Нанна «Секреты практических шахмат». Ну да ладно – Бог с ними! Еще раз повторяю: «Беззевковый уровень игры (Б.У.), это такой уровень, когда начинающий не оставляет (не подставляет) пешки и фигуры под боем и не зевает элементарную двух – трех ходовую тактику» Техника расчета вариантов это «отдельная песня» и об этом, может быть, поговорим в другой раз. И так у нас два вопроса : 1) как не зевать пешки и фигуры?; 2)как не зевать элементарную тактику? Для того, что бы не зевать пешки и фигуры есть прекрасная опция заложенная в программе Fritz и называется она: Тренировка атаки, Тренировка защиты, Тренировка шахов.
Тренировка атаки – здесь требуется выделить мышкой все фигуры, которые могут быть взяты противником.
Тренировка шахов – здесь требуется выделить мышкой все фигуры, которые могут дать шах королю противника.
Тренировка защиты – здесь требуется выделить мышкой все фигуры, которые не защищены хотя бы одной своей фигурой.
Эти упражнения выполняются на время и можно устроить соревнование между учениками – кто больше решит за определенный промежуток времени.
(продолжим завтра)

4 дюбель   [Материал]
Ирина Владимировна! Обязательно продолжим! Вот немного разгребу текущие дела(пропустил два тура мемориала М.Таля-нужно посмотреть) и всё расставим по местам - как считать, чего считать. :)Разберемся, что за книги Котова и Нанна, рекомендованные Русаковым.

3 Ирина   [Материал]
Конечно, народу интересно. Но, наверное, стесняются написать об этом smile

2 дюбель   [Материал]
Достигнуть «беззевкового уровня» (термин не мой) игры воспитанников это первостепенная задача каждого тренера, который занимается с начинающими шахматистами. Но, возможно ли это – вопрос! Зевают практически все, начиная от начинающих и заканчивая самыми сильными и титулованными представителями нашей благородной игры. Термин «беззевковый уровень» имеет вполне конкретное определение. Прежде чем сформулировать то, что я понимаю под этим, давайте договоримся, что мы будем понимать под понятием «зевок». Зевок – грубая ошибка, в результате которой соперник получает тот или иной материальный перевес (в конце – концов, зевок, или просмотр (это как кому больше нравится) мата в один – два хода, ни что иное, как зевок бесконечно большого материала). Но! Зевок – зевку рознь! Бывают зевки одноходовые, двухходовые и т.д. Зевки в результате того, что просто оставляется под боем пешка или фигура или зевки, в результате которых соперник проводит тактическую «операцию» и мы остаемся без «штанов». Отсюда вывод: к понятию зевок нужно подходить дифференцировано! И так: под термином «беззевковый уровень» игры я понимаю такой уровень, когда начинающий шахматист не зевает в один ход (не оставляет под боем пешку, фигуру…) и не зевает элементарную двух – трехходовую тактику. Есть мнение (не моё, но я вполне с ним солидарен), что «беззевкового уровня» шахматист достигает сыграв 300(!) турнирных или серьезных тренировочных партий. Как Вы понимаете, такое количество партий не может быть сыграно за короткий промежуток времени. И как максимально быстрее пройти этот путь – тема отдельного разговора. Если народу интересно – могу продолжить.

1 Ирина   [Материал]
Интересная статья. Всё, вроде бы, очевидно, понятно... Автору статьи - благодарность за то,что он рассмотрел эту тему. Научить не зевать сложно. Не знаю пока что, возможно ли это вообще. Взрослым-то сложно и лень варианты просчитывать, а для детей это тяжелейшая задача. Процентов на 30 бы сократить количество таких "зевков" - это бы уже успех был smile
В общем, тема остаётся открытой...

Имя *:
Email:
Все смайлы