A game that I liked (ChessBase Reader 2013)
[Event "?"] [Site "Reykjavik"] [Date "1972.??.??"] [Round "6"] [White "Fischer"] [Black "Spassky"] [Result "1-0"] [ECO "D59"] [Annotator ""] [PlyCount "81"] [EventDate "1972.07.11"] [EventType "match"] [EventRounds "21"] [EventCountry "ISL"] [Source "ChessBase"] 1. c4 {Первый ход озадачил шахматный мир. Уж не устал ли Фишер бороться со Спасским? Может быть, ему нужна передышка? А может, он хочет поменять характер игры? Или же он разработал новинку, способную разрушить оборону Спасского в дебютах ферзевой пешки?Теоретики срочно стали вспоминать, играл так когда-либо в своей карьере Фишер. Все дебюты можно подразделить на две категории. К первой относятся те, в которых белые играют на первом ходу e2-e4 и которые называются "дебютам королевской пешки". Ко второй - те, где белые играют 1.d4 - их называют "дебютами ферзевой пешки". Игра в дебюте королевской пешки острее: один неаккуратный ход может стоить игроку всей партии. В дебютах ферзевой пешки игра спокойнее. Сражение откладывается до той поры, когда противники развернут все свои силы. только тогда начинается борьба. В те годы Бобби был известен превосходным расчетом вариантов. Во всей своей карьере Фишер всегда играл 1.e4. Он чувствовал, как рыба в воде, в острых насыщенных тактикой, позициях, и поэтому избрал дебюты королевской пешки. Его девизом было: "Я играю 1. e4! и выигрываю". Мало кто мог оспорить этот девиз! Избранный Фишером дебют в приводимой партии известен как "английское начало". Мастера проявляют сдержанный интерес. Чаще всего партии, начатые этим ходом, переходят потом в основное русло дебютов ферзевой пешки. Шахматист часто может выбрать этот дебют просто для того, чтобы ввести в заблуждение соперника о начале партии. Фишер, возможно, хочет играть против классического гамбита, если противник сразу сыграет 1. d4. Но это позволит Спасскому варьировать защиты. Помимо возможности выманить противника на на желаемые дебютные тропы, английское начало имеет и другие преимущества. Пешка c4 контролирует важное центральное поле d5. Это часто согласуется со стратегией, при которой фианкеттируется королевский слон путем g2-g3 и Bf1-g2 с целью установки контроля над полем d5, а конь выводится на c3 (Nb1-c3), откуда он также "следит" за этим важным полем. Еще одна причина выбора английского начала заключается в его гибкости. Белые не берут на себя обязательств, что позволяет им или успешно и плавно развивать игру, или перейти в один из классических дебютов ферзевой пешки.} e6 {Придя в себя после некоторого изумления, Спасский избирает свою излюбленную защиту - отказанный ферзевый гамбит. Он намерен бороться за контроль над полем d5. Он планирует впоследствии (если у него появится такая возможность) провести d7-d5 с целью утвердить центральную пешку на поле d5. Таким путем он обеспечит себе надежную позицию, напоминая при этом белым, что важное поле e4 находится под его контролем. Спасский делает выбор в пользу своей любимой защиты, не пытаясь использовать главный недостаток английского начала: "оно допускает ход 1...e5, являющийся наилучшим ответом за черных с позиций базовых шахматных принципов. В этом случае получалась сицилианская защита с переменой цвета. После 1...e7-e5 черные могут немедленно начать борьбу за инициативу, опираясь на активное развитие своих фигур. В этом случае игра сразу же заметно обострялась.} 2. Nf3 {Этим ходом Фишер развивает фигуру, не упуская из виду центр. Конь присматривает за полями e5 и d4. Белые все еще не определились с дебютной структурой и ожидают, какую защиту изберут черные.} d5 {Определяющий момент. Черные формируют центр с помощью пешки d5, чтобы развивать свои фигуры. Обратите внимание на один недостаток подобной пешечной структуры. Пешка e6 запирает слона c8. Черным, чтобы достигнуть гармоничного расположения фигур, потребуется решить проблему активизации слона c8.} 3. d4 {Белые выводят пешку для того, чтобы взять под свой контроль еще два поля - c5 и e5. Слон c1 открыт и может быть развит. Этот ход оставляет пешку c4 незащищенной - причина, по которой данное начало ферзевой пешки называется ферзевым гамбитом. Противники вступили на путь ферзевого гамбита, хотя дебют еще до конца не определился. Имейте ввиду, что многие дебюты проработаны на 15-20 ходов вперед, причем с многочисленными ответвлениями. По мере того как игра развертывается, игроки следуют по стопам тысяч прошедших по этому пути до них. Поэтому многие дебюты носят весьма необычные названия!} Nf6 {Черные развивают своего королевского коня и готовятся к ранней рокировке, следуя проверенным временем принципам. У них имелись и две другие альтернативы, на первый взгляд, довольно привлекательные. Белые своим последним ходом предложили в качестве жертвы пешку c4. Почему черные не могут ее взять? Вот как в этом могли бы развиваться события.} ({При} 3... dxc4 {пешка c4, не теряется. белые могут воспользоваться двойным ударом} 4. Qa4+ {с последующим Q:c4, отыгрывая пешку.} ({Черные, однако, не боятся немедленного отыгрыша пешки c4 и полагают, что при этом у них возникнут большие проблемы после} 4. e4 $1 {, и белые получат замечательный пешечный дуэт в центре. Кроме того, если белые сыграют B:c4, то черные заметно отстанут в развитии.} {Поэтому решительные методы в случае взятия пешки, черные должны пытаться ее удержать:} b5 {, защищая пешку c4} { Но тогда путем} 5. a4 $1 {белые попытаются разрушить поддержку пешки c4.} { С помощью} c6 {черные укрепляют пешку b5.} ({Обратите внимание на то, что} 5... a6 {было бы ужасной ошибкой ввиду} 6. axb5 $1 {- белые выигрывают пешку b5 из-за незащищенной ладьи на поле a8.}) {Здесь белые играo^т} 6. b3 $1 { , чтобы пешка b5 оказалась под боем слона f1. Тогда они с выгодой смогут отыграть гамбитную пешку.} {Разыграйте такой вариант развития события:} cxb3 7. axb5 $1 cxb5 8. Bxb5+ {Вы убедитесь, что белые развили фигуру и контролируют центр, в то время как черные сделали только пешечные ходы.})) ({Вторая возможность на 3-м ходу объявить шах белому королю^} 3... Bb4+ { В юные годы я всегда стремился атаковать королей моих противников. Эта страсть к объявлению шахов всегда высмеивается более опытными шахматистами. " Пижон увидел шах, пижона шах пленил": это значит, что когда новичок при каждой возможности объявлять шах немедленно его объявляет, то тем самым он может помочь своему противнику! Вот пример такой игры.} {После 3...Bb4+ белые защищаются путем} 4. Bd2 {, нападая таким образом на слона черных. Видя возможность дать еще один шах, черные с радостью играют} Bxd2+ {Белые отвечают} 5. Qxd2 {, забирая слона. Черные ищут возможности дать еще один шах, но это не в их силах! В итоге черные помогли белым с развитием их игры!}) 4. Nc3 {Продолжая разворачивать свои силы, белые блокируют возможное Bf8-b4. И что более важно, они продолжают борьбу за контроль над центром. Конь на c3 выполняет важную работу - он защищает поле e4 и атакует пешку d5. Главенствующий принцип шахматной партии заключается в концентрации фигур и пешек в центре доски. Партии между неопытными шахматистами отличаются недостаточным вниманием к контролю за центром и развитием фигур.} Be7 { Этим скромным, но последовательным ходом черные готовят рокировку, с тем чтобы спрятать своего короля за частоколом пешек на королевском фланге. Поскольку черные уклонились от взятия пешки c4, получился дебют, называемый "отказанным ферзевым гамбитом" (ОФГ). В ОФГ главная задача черных - наблюдать за пешкой d5 и твердо удерживать ее в центре доски. Если им это не удастся, то их партия будет проиграна. Обратите внимание на то, что этот ход также служит защитой против Bc1-g5 со связкой коня.} ({По этой причине после более агрессивного} 4... Bd6 {слон будет расположен хуже. В случае 4...Bd6? черные могли подвергнуться атаке после} 5. c5 ({или} 5. Nb5) ({Но еще больше проблем доставлял ход} 5. Bg5 $1 {, и белые продолжают развертывание всех своих фигур - они не ходят второй раз уже развитой фигурой. После 5.Bg5 белые оказывали бы давление на центр, грозя разменять слона на коня f6 с последующим взятием пешки d5.})) 5. Bg5 {Этот ход активизирует слона c1, который атакует коня на f6. Косвенно белые подрывают оборонительный бастион черных - пешку d5. Так как эта пешка защищена тремя фигурами, то немедленное взятие ей не грозит, но белые ищут пути усиления давления. О двух важных моментах надо упомянуть при рассмотрении этого хода.} ({Первое: мы знаем, что важнейший принцип дебюта - нахождение удобного и безопасного места для короля. По~~ему же тогда белые не стремятся сразу раскрыть свой королевский фланг путем} 5. e3 {, чтобы иметь возможность развить слона f1 и рокировать? На самом деле, именно к этому и стремятся белые! Проблема хода 5.e3 в том, что этим ходом запирается слон c1. Если же слону c1 удастся выйти за пешечную цепь, то он сможет контролировать больше полей и играть более активную роль в миттельшпиле.}) ({Второе: если белые планируют развить слона c1 и затем сыграть e2-e3, чем тогда плох ход Bc1-f4? Ответ - абсолютно ничем! При} 5. Bf4 {белые активизируют слона по диагонали h2-b8, контролируя критическое поле e5. Поэтому мы имеем здесь вопрос личных пристрастий или, точнее говоря, стиля. (Позднее в матче, в 14-й партии, Фишер сыграл именно 5.Bf4. На 40-м ходу будет зафиксирована ничья). На ранней стадии дебюта нет идеальных ходов. Есть большое количество хороших ходов. Дело играющих - решать, какие конкретные варианты им избирать.}) 5... O-O {Черные выполняют одну из задач, поставленную в дебюте: увести короля в безопасное место. Черный король прячется за пешечной стеной и может ни о чем не беспокоиться (во всяком случае, пока!). Следующая задача черных: развить фигуры ферзевого фланга так, чтобы они контролировали центр. Также обратите внимание на то, какое число фигур и пешек оба игрока переместили с их исходных позиций. Белые вывели 5 "воинов": двух коней, две пешки и слона. Последний ход черных позволит им довести это число до шести. Именно поэтому сильные игроки любят рокировку. Это единственный ход, в котором участвуют сразу две фигуры, что очень полезно при темповой игре.} 6. e3 {Белые готовятся развить слона f1 с последующей рокировкой в короткую сторону, с тем чтобы обезопасить собственного короля. Этот ход - определяющий в дебютной стратегии белых. Они решили подкрепить пешку d4 и защитить пешку c4.} h6 $1 {Превосходный ход! Он как бы задает вопрос белому слону. Когда белые выводили своего слона c1, то делали это не обязательно с целью разменять его на коня f6. В действительности они делали этот ход потому, что не хотели иметь слона запертым после e2-e3. Теперь перед ними встает вопрос менять слона или отступить? Гроссмейстеры хорошо понимают выгоды обладания двумя слонами, работающими бок о бок. Поэтому они не любят расставаться со слонами слишком рано. После того как слону задается такой вопрос, большинство гроссмейстеров предпочитает отступление. С точки зрения черных эта ситуация оказывается для них выгодной. Они делают ход h7-h6 с темпом и напали на слона. Если слон отступит, то пешка окажется уже на поле h6. Получается, что ход h7-h6 черным не стоил темпа. Каковы же итоги? Черные могут больше не беспокоится о мате по 8-й горизонтали, возможного после размена пешек и вскрытия линий для ладей. Подобным ходом пешкой от короля, как выражаются на шахматном слэнге, открывается "форточка". Открыть "форточку" означает обеспечить королю поле, на которое он может отступить в случае шаха по последней горизонтали. Теперь черный король может "дышать". В напряженном миттельшпиле важен каждый темп. У черного короля есть теперь "форточка" и он может смотреть в будущее с большей уверенностью.} 7. Bh4 {Фишер отступает слоном, подтверждая свою репутацию шахматиста, любящего двух слонов. Он одержал немало прекрасных побед, следуя этому подходу.} b6 {Этот еще один ключевой момент дебюта показывает намерение черных фианкеттировать слона c8. Иными словами, черные планируют сыграть Bc8-b7. Тем самым они подкрепляют пешку d5, что согласуется с их общим стремлением к укреплению центра. Но фианкетто имеет и другую цель. Слон b7, занимая большую диагональ a8-h1, будет оказывать давление еще и на поле e4. Прежде чем мы пойдем дальше, зададимся вопросом: почему черные не сыграли g7-g5 вновь атакуя слона, отступившего на h4? По правде сказать ход выглядит заманчивым. Черные с темпом разовьют пешку на g5, и, после вынужденного Bg3, могут поискать следующий развивающий ход. Ответ следует искать в положении черного короля. Пешка g7 служит щитом, а отодвигать этот щит далеко от "тела" опасно. Проблема в том, что после g7-g5 пешка не сможет уже вернуться назад, если королю потребуется дополнительная защита. Хотя ход g7-g5 делается с темпом, но при этом оборонительные построения перед черным королем сильно ослабляются. Только материальное преимущество (выигрыш пешки или фигуры) - может соблазнить игрока допустить в своем лагере подобную долговременную слабость. Идея хода b7-b6 принадлежит Савелию Тартаковеру (1887-1956). Поэтому вариант известен как система Тартаковера в ОФГ. На момент когда игралась 6-я партия, Спасский считался основным специалистом в мире по этому варианту. Фишер понимал, что Спасский может применить эту систему, и поэтому много работал над ней до начала матча. Это называется "домашней подготовкой". Как часть гроссмейстерской подготовки, Фишер не только переиграл все партии Бориса Спасского, он практически их заучил! Фишер надеялся преподнести сопернику сюрприз, подготовить дебютную новинку в этом варианте. Короче говоря, Фишер надеялся поймать Бориса Спасского в западню за счет новинки, подготовленной в домашней "лаборатории". } 8. cxd5 {Первый размен. Белые вскрывают линиo^ "c" для своей ладьи. Меняя пешку c4, белые собираются сыграть Ra1-c1 для того, чтобы развить давление по линии "c". Если эта идея столь хороша, то по~~ему белые не прибегли к ней раньше? Ответ следует искать в расположении слона c8. Пока пешка e6 находится на доске, слон c8 блокирован. Теперь же, сыграв b7-b6, черные определили то, каким образом они будут вводить слона c8 в игру. Если бы белые сыграли cd5 раньше, черные ответили бы ed5 и слон мог выпрыгнуть на поле f5 или g4.} Nxd5 ({Важный момент. Раз стратегия черных строилась вокруг наличия пешки на d5, не следовало ли им автоматически ответить} 8... exd5 {Ответом будет "да"! Взятие пешкой "e" было более естественным в данной позиции. Но черные следуo^т другому стратегическому принципу: в стесненном положении следует менять фигуры. Взгляните на позицию, возникающую после возможных ходов 8... ed и 9.Bd3, и посчитайте количество полей, которые контролируют белые и черные фигуры на территории соперника.} {После} 9. Bd3 {белый слон на d3 контролирует поля b5,a6.f5 и g6 - всего пять. Пешка d4 контролирует два поля, два коня белых - четыре, и слон h4 - два, что в сумме дает тринадцать. Черные контролируют только восемь в лагере белых. Таким образом, белые контролируют больше вражеской территории. Черным следует менять фигуры, чтобы исправить ситуацию.}) {Еще один аргумент в пользу размена. После того как пешка d5 исчезла, вскрылась большая диагональ a8-h1. Как только слон c8 будет фианкеттирован, он проявит всю свою мощь по этой диагонали. Дебютная фаза заканчивается, и на ее место приходит миттельшпиль с множеством возможных планов.} 9. Bxe7 {Слон разменивается, делая свой третий ход из первых десяти в партии.} ({Белые могли сыграть} 9. Bg3 {, нацеливаясь на пешку c7, но на это требуется потратить темп.} {После} Bb7 {черные спокойно продолжают развитие. При размене слонов уже черные теряют темп.}) 9... Qxe7 {Черные берут "правильной" фигурой. Спасский развивает ферзя, перемещая его с исходной позиции - теперь он оказывает давление на три поля: b4,a3 и h4.} ({ При другом взятии -} 9... Nxe7 {- конь уходит из центра. Черные гордятся своим централизованным скакуном и не уводят его с форпоста, с которого он следит за четырьмя белыми полями.}) 10. Nxd5 {Кони развиваются сразу - это еще один важный элемент стратегии. Если фигура соперника стоит лучше вашей - меняйте ее! В нашем случае конь на d5 важнее коня c3. Первый контролирует четыре поля, второй - только два. Этот размен также укладывается в русло стратегии белых, заданной ими 8-м ходом и главная цель которой - вскрытие линии "c". Этим разменом белые убирают коня с поля c3, открывая линиo^ "c" для ладьи.} exd5 {Вынужденное, но выгодное взятие. У белых полуоткрытая линия "c", а у черных полуоткрытая линия "e"; хотя между ними (линиями) и есть существенное различие. Пешка c7 - более важная цель, нежели пешка e3. Последнюю надежно защищает пешка f2, в то время как пешка c7 может рассчитывать только на "помощь" фигур. Стратегические приоритеты определяются пешечной структурой. У белых пешечное большинство на королевском фланге, у черных - на ферзевом. Получить выгоду можно только одним способом - продвижение пешек вперед. Белые в этой позиции не хотят двигать пешки от короля, так как это ослабит его прикрытие. Поэтому белые должны приберечь план использования пешечного большинства на будущее. Вместо этого они должны предупредить движение пешек черных на ферзевом фланге - то есть затруднить, насколько возможно, блокировать их движение. Фиксированные и блокированные пешки легко могут стать целями для нападения. Без преувеличения можно сказать, что тот, кто получит преимущество на ферзевом фланге, выиграет партию. Вопрос заключается в том, какую стратегию изберет Фишер для того, чтобы нейтрализовать операции черных на ферзевом фланге?} 11. Rc1 { Белые делают естественный развивающий ход. Они выводят свою ладью на полуоткрытую линию, по которой она оказывает давление на пешку c7. У этого хода есть недостаток - белый король все еще остается в центре. К счастью для него, силы черных на ферзевом фланге еще не развиты. Если бы черные фигуры были развиты, можно не сомневаться, что белый король поспешил бы рокироваться в короткую сторону!} Be6 $1 {Этим логичным ходом черные подчеркивают свое стремление завершить развитие своих фигур как можно быстрее. Черные должны были решить, что делать со слоном c8: фианкеттировать или вывести в центр. Рассмотрение вопроса о пространстве определяет ответ. Находясь на диагонали c8-h3, слон контролирует поля g4 и h3. С поля поля же b7 он будет только поддерживать пешку d5. Слон на e6 укрепляет пешку d5 и контролирует пространство, решая обе задачи. Почему так важно защитить пешку d5? Дело в том, что она играет определяющую роль в поддержании пешечного большинства черных. Они (черные) понимают, что пешка c7 представляет собой серьезную слабость. Единственный способ обратить недостаток в достоинство - ходить ею вперед. Значит, надо стремиться к продвижению c7-c5.} ({Но вариант} 11... c5 $2 12. dxc5 bxc5 13. Qxd5 {Будет стоить черным пешки. Защитив пешку d5, черные готовят "козырное" c7-c5.}) ({А как насчет} 11... Qb4+ {Вновь этот шах лишь играет на руку белым. Они загородятся путем} 12. Qd2 {, предлагая размен ферзей. В случае} Qxd2+ 13. Kxd2 {у белых значительное преимущество в эндшпиле. Белому королю ничто не грозит, фигурам противника его не достать. Критическим фактором будет слабость пешки c7.}) ({После} 11... c6 12. Ne5 Bb7 13. b4 $1 {пешечное большинство будет нейтрализовано и обратиться в слабость. Прежде чем давать шах ферзем, который закончится разменом ферзей, черным следует задаться вопросом: "Чей ферзь контролирует больше пространства?" С этой точки зрения размен ферзей в данном положении выгоден белым.}) { Миттельшпиль} 12. Qa4 $1 {Этот ход опять-таки нарушает дебютный принцип скорейшей рокировки, имеющей целью увести короля в безопасное место. Но Фишер полагает, что он вправе так поступить, поскольку фигуры черных далеко и не могут потревожить его короля. Главная задача белых - нейтрализация пешечного большинства черных на ферзевом фланге. Фланговое развитие ферзя, при котором он отдаляется от центра, может показаться странным. Но напряжение в центре говорит о том, что как раз фланги будут местами боевых действий. Ход ферзем еще подготавливает выпад b2-b4, предупреждая c7-c5.} ({Обратите внимания на то, что белым невыгодно играть} 12. Qc2 {ввиду ответа} Rc8 $1 { Он защищает пешку c7 и готовит подрыв c7-c5. Положение пешки на h6 также объясняет нежелание белых делать ход 12.Qc2. Если черные не "задали вопрос" слону на 6-м ходу, идея 12.Qc2 Rc8 13.Bd3 могла бы показаться заманчивой, то белые могли бы выиграть темп из-за угрозы пешке h7. Тот факт, что пешка переместилась на h6, делает эту идею неперспективной.}) 12... c5 $1 {Черные решили, что наступил, наконец, момент для использования своего пешечного большинства на ферзевом фланге. Если не сделать этого освобождающего хода, то белые получат преимущество за счет контроля над линией "c". Сделанным ходом черные ограничивают ладью c1, которая уже больше не смотрит хищно на поле c6 и пешку c7. ладья белых ограничивается в пространстве. Черные намерены продвинуть пешку на c4, а затем привести в движение пешки a7 и b6. Разумеется, белые не могут им этого позволить.} 13. Qa3 {Этот "шажок"ферзя имели в виду белые, когда делали свой 12-й ход. Теперь пешка c5 не может двигаться, поскольку ферзь черных связан. Белые грозят двойным взятием на c5 и выигрышем пешки.} Rc8 {Это защитительный ход. До сих пор все ходы были сделаны в согласии с теорией. (Многие партии между сильными шахматистами проходят именно по такому сценарию).} ({Здесь черные избегают} 13... Nd7 $2 {, защищая пешку c5, поскольку может последовать сильное} 14. Bb5 $1 {, и давление на пешку c5 нагнетается. Интересно наблюдать за тем, как эпицентр борьбы перемещается на ферзевый фланг, где накапливаются основные силы борющихся сторон. Но оценка позиции определяется тем, является ли пешечное большинство черных на ферзевом фланге силой или слабостью. Выгодно оно черным или нет?}) 14. Bb5 $1 {Первое отступление от теории и - вполне удачное. Обычно здесь играли 14.Be2 с последующей короткой рокировкой. Но белые, очевидно, ищут возможности поменять своего слона на коня b8. Они считают, что конь более полезен при защите пешек ферзевого фланга, нежели конь в атаке. Ход Фишера еще тоньше, чем кажется на первый взгляд. Если идея размена слона на коня столь хороша, почему бы черным не задать вопрос слону с помощью хода a7-a6 и не заставить его отступить? Почему бы и нет? Задумка белых заключается в том, что после a7-a6 пешка перемещается на белое поле и белый слон получает возможность ей угрожать.} a6 {Черные идут навстречу замыслам противника. (В будущем, после окончания матча, здесь будут играть 14...Kf8!? или 14...Qf8!?, освобождаясь от связки по диагонали a3-f8 и возобновляя угрозу c5-c4 с надвижением пешек.) Но Бориса Спасского не стоит упрекать за ход в тексте, поскольку он отнюдь не лишен смысла. Пешка a6 связана (ладья на a8) и пока взятием слона реально не грозит. Как только ладья a8 будет защищена, слон на b5 окажется en prise (фр. "под боем") и вынужден будет отступить. Хитрость черных состоит в том, чтобы защитить ладью a8 путем Ra8-a7, что одновременно приведет к защите ферзя e7. Тогда у черных сразу появятся две угрозы - a6:b5 и c5-c4, и они получат значительное преимущество.} 15. dxc5 $1 {Не допуская реализации упомянутой выше угрозы (Ra8-a7), белые предупреждают продвижение c5-c4. Теперь, в случае b6:c5, черным придется воздерживаться от хода c5-c4, так как он отдаст в распоряжение белых пункт d4.} bxc5 {Правильный выбор.} ({На} 15... Rxc5 $2 {последует} 16. O-O {Черные не смогут забрать слона b5 ни ладьей, ни пешкой из-за связок (ферзь на a3). Ход, сделанный в партии, гораздо лучше, так как пешки c5 и d5 контролирует немалое число полей. Такие пешки называются "висячими", поскольку ни одна из них не поддерживается другой пешкой. В шахматной истории немало копий было сломано вокруг "про" и "контра" висячих пешек. Но все эти споры бессмысленны. Если пешки могут быть атакованы и принуждены к движению вперед - они слабы. Если пешки могут быть защищены, оставаясь на месте, - они сильны. Итак, контуры нового сражения очерчены. Теперь ясно, что пешки ферзевого фланга ринулись в бой. Теперь белые приложат все усилия к тому, чтобы заставить какую-либо из двух пешек двинуться вперед. В этом случае возникнут незащищенные поля, которые смогут занять фигуры белых. Поэтому черные будут стремиться к тому, чтобы пешки стояли там, где стоят.}) 16. O-O {Наконец-то белые рокировали! когда шахматисты откладывают рокировку на столь позднее время, шахматные учителя начинают чувствовать себя не в своей тарелке. Им больно видеть, как, как нарушается лелеемые ими шахматные принципы. Но время пришло, и белые убирают своего короля под защитную пешечную стену. Теперь они намереваются сыграть Rf1-d1, нажимая на обе висячие пешки, с тем чтобы вынудить одну из них сделать шаг вперед.} Ra7 $6 {Спорное решение. Черный ферзь остается под неприятной связкой по диагонали a3-f8. В книге, посвященной этому матчу, гроссмейстер Самуэль Решевский осуждает этот ход, считая его "серьезной тактической ошибкой", с последствиями которой Спасскому так и не удалось справиться". Решевский сопровождает ход двумя вопросительными знаками, которые обычно используются для ходов, являющихся серьезными ошибками, ведущими к материальным потерям. Помощник и тренер, гроссмейстер Ефим Геллер также считал ход в тексте ошибкой и предлагает 16...Qb7 в качестве альтернативы. Оба они, и Геллер и Решевский, не совсем правы. Ход Спасского действительно сомнителен. Решевский высказывается в пользу 16...Qb7, считая, что "после его (слона b5) отступления черные продолжают Nb8-d7, и белые не смогут утвердиться конем на d4, как это случилось в партии". Это недальновидное соображение. югославский гроссмейстер Святозар Григорича критикует этот ход, вопрошая: после 16...Qb7 17.Ba4 что будут делать черные со своей пешкой с5?} ({Цель 14-го хода белых (Bf1-b5) заключалась в размене коня b8, лишь только он попытается войти в игру. Поэтому в случае} 16... Qb7 17. Ba4 $1 {Черные остаются с проблемами, которые создает их пешка на c5.}) ( {Лучшее за черных было} 16... Qa7 $1 {, освобождаясь от связки, защищая пешку c5 и угрожая слону b5. На это у белых было два возможных ответа - 17.Ba4 и 17.Be2 - которые мы рассмотрим ниже.} {- После} 17. Ba4 {, не упуская из виду коня b8, черные продолжают} ({- Лучший сценарий для белых -} 17. Be2 Nd7 18. Rc3 ({или} 18. Rfd1 {, продолжая оказывать давление на висячие пешки. Но у черных здесь не слишком много проблем, у них есть ясный план a7-a5 с контратакой на пешку b2.})) 17... a5 $1 {и будут укреплением своей позиции путем Nb8-a6-b4, блокируя ферзя a3.} {Посредством} 18. Bb5 Nd7 19. Bxd7 Bxd7 { белые сумеют осуществить искомый размен, но висячие пешки останутся не потревоженными. Черные могут играть Bd7-e6, планируя d5-d4, получением проходной пешки и равной игры. Таким образом, с помощью 16...Qa7 черные могли получить удобную позицию. Слабость хода Спасского в том, что черный ферзь остается под неприятной связкой на диагонали a3-f8.}) 17. Be2 {Теперь, когда пешка a6 больше не связана, черный ферзь находится под боем.} ({ Заслуживало внимания и 17.Ba4. В варианте} 17. Ba4 Nd7 18. Bxd7 Rxd7 19. Qxa6 $2 Ra7 {черные забирали пешку на a2 с удобной игрой. Белые предпочли ход, сделанный в партии, при котором слон на e2 жадно посматривает на пешку a6.}) 17... Nd7 {Черные наконец-то развили своего коня. Они понимают, что их висячие пешки требуют защиты. После сделанного ими хода пешка d5 может быть защищена посредством Nd7-f6. Но ошибка черных на 16-м ходу привела к тому, что у них появились слабости. Наиболее чувствительными являются пешки a6 и c5. Конь на f6 не сможет защитить их.} 18. Nd4 $1 {Превосходный ход. Мы знаем, что белые должны давить на висячие пешки, но конь на f3 пока не принимал в этом участия. Пользуясь связкой по диагонали a3-f8, белые передислоцируют коня.} Qf8 $2 {Под нарастающим давлением в центре Спасский допускает ошибку. Все упомянутые выше комментаторы единодушно критикуo^т этот ход. Черные теряют темп, а их ферзь выключается из игры, перемещаясь на невыгодную клетку.} ({В случае} 18... Nf6 {черным пришлось бы страдать в худшем эндшпиле после} 19. Nb3 $1 {с атакой пешки c5. Черным пришлось бы либо защитить эту пешку, либо продвигать ее вперед.} {Защита с помощьo^} Nd7 { допускала "питонью хватку" со стороны белых посредством} ({Таким образом, лучшим продолжением за черных было бы 18...Nf6 19. Nb3} 19... c4 20. Qxe7 Rxe7 21. Nd4 {Стратегия белых достигала своей цели - одна из пешек продвинулась вперед, а конь на d4 чувствовал бы себя великолепно. Но это окончание еще не проиграно за черных - они могут играть} a5 $1 {и использовать полуоткрытую линию "b" для контригры.}) 20. Rc3 $1 {, подготавливая сдвоение ладей по линии "c" после Rf1-d1, что приводило в конечом счете к потере черными пешки a6 или c5.}) 19. Nxe6 $1 { Стратегическое решение, достойное высокой оценки - на первый взгляд кажется, что размен ведет к усилению висячих пешек, особенно пешки d5. Это верно, но Фишер смотрит глубже. Он понимает, что в открытых позициях слоны сильнее коней. Поэтому в долгосрочной перспективе его положение тем лучше, чем меньше пешек остается на доске. Он также полагает привести в движение свое пешечное большинство на королевском фланге.} ({Фишер пошел на размен также и потому, что другие ходы конем не вели к существенному усилению давления на висячие пешки. При} 19. Nb3 {черные могли перейти в рассмотренное выше окончание после} c4 ({, или, что еще сильнее, сыграть} 19... a5 $1 {, поскольку в этом случае фигуры белых не могли оказать заметного давления на пешки c5 и d5.})) 19... fxe6 {Спасский рад укрепить, таким образом, свой центр. Теперь, если ему удастся сыграть c5-c4 и Nd7-c5, он сумеет получить активную позицию.} 20. e4 $1 {Сильный удар по центру. Если бы черные сыграли 18... Nf6, то этот ключевой ход не был бы возможен. Теперь черные вынуждены признать, что у них серьезные трудности. Ход в партии позволяет сменить акценты после Be2-g4 и Qh3, создавая нешуточное давление по диагонали h3-c8. Но возникает вопрос: если угроза Be2-g4 столь сильна, почему белые не сыграли так сразу? Дело в том, что 20.Bg4 создает одноходовую угрозу, не подкрепленную скоординированными действиями фигур.} ({После} 20. Bg4 Qe7 {черные продолжают Nd7-f6, нападая на слона, и выравнивают позицию.}) 20... d4 { Черные вынуждены продвинуть одну из своих висячих пешек, что лишает их "гибкости". Но другие варианты не лучше. Пешки черных разбиты, не за горами новые неприятности. Спасский понимает, что белые намереваются перевести ферзя на h3, нажимая на пешку e6 и угрожая ходом Be2-g4. ><то он может предпринять?} ({В варианте} 20... dxe4 21. Rc4 $1 Nf6 22. Rfc1 Rac7 23. Qxa6 { белые отыгрывают пешку и нападают на пешку e6.}) ({Можно предложить размен ферзей, но после} 20... c4 21. Qh3 $1 Qe7 22. exd5 exd5 23. Bf3 {белые нападают на пешку d5 и связывают коня d7 (ладья на c8). После Rf1-e1 с угрозой черному ферзю, белые получат решающую атаку.}) ({Цель хода, сделанного в партии, - сохранять позицию закрытой как можно дольше, чтобы успеть прикрыть слабости в пешечной структуре черных. Последняя возможность подключить резервы к защите 20...Nf6 позволила бы белым привести пешечное большинство на королевском фланге в движение:} 20... Nf6 21. e5 $1 Nd7 ({после } 21... Ne4 22. f3 Nd2 23. Rfd1 Qf4 24. Qc3 {белые выигрывают материал}) 22. f4 {с намерением использовать диагональ h3-c8. Согласно анализу гроссмейстера Светозара Глигорича, белые здесь получают сильную атаку.}) {Хотя продвижение пешки "d", вероятно, наименьшее из зол, оно имеет свои минусы. Одна из висячих пешек вынуждена была бы продвинуться вперед, и белые получали прекрасный форпост на c4 для слона e2. Ход в тексте также является признанием того, что белые достигли цели своей долговременной стратегии - блокады пешечного большинства черных. Теперь белые могут приступить к использованию своего пешечного большинства на королевском фланге. Понаблюдайте за тем, как каждый ход Фишера работает на "удушение" позиции противника.} 21. f4 $1 {Белые активизируют свое пешечное большинство. Они планируют сыграть Be2-c4 и f4-f5, имея в виду выигрыш пешки. Помимо этой угрозы, их пешка на f4 устанавливает контроль над полем e5, ограничивая маневренность коня. Вообще стратегия белых будет заключаться в ограничении подвижности этого коня и коне~~ном его "замуровывании". Черные не только должны реагировать на внезапное проявление активности со стороны белых на королевском фланге, им надо как-то решить свои проблемы на фланге ферзевом. Надо помнить, что путем b2-b4 белые могут лишить поддержки пешку d4. У черных кругом проблемы!} Qe7 {Черные проводят небольшую "коррекцию" положения ферзя с цельo^ прикрыть слабые пешки. Если они сумеo^т сыграть e6-e5, то у них может получиться блокада пешечного большинства белых.} 22. e5 $1 { Этот сильный ход фиксирует слабость на e6. У Фишера белопольный слон. Располагая свои пешки по черным полям, он обеспечивает своему слону e2 радужные перспективы. Обратите внимание также на то, что вскрывается диагональ b1-h7. Если белым удастся выстроить батарею по этой диагонали, черные могут получить мат! Теперь пешку d5 поддерживает только пешка c5. Если белые смогут осуществить маневр b2-b4:c5, то пешка d4 упадет, как перезревший плод. Но этот ход имеет и недостаток: если черные переведут коня на d5, то он будет стоять великолепно.} Rb8 $6 {Предупреждая потенциальное b2-b4, тот ход, однако не способствует решению проблемы коня d7.} ({ Большинство комментаторов рекомендовали здесь 22...Nb6. Но и в этом случае тактика все равно в пользу белых:} 22... Nb6 23. Qb3 Nd5 24. f5 $1 Rb7 25. Qh3 $1 Rxb2 26. Bc4 Rd8 27. fxe6 Ne3 28. Rf7 {- и фигуры белых хозяйничают на королевском фланге.}) ({спасский видел эти варианты, но считал необходимым оставить коня поближе к королю для его защиты. Кроме того, при подобной стратегии его позиция осталась слишком пассивной. Виду угрозы по диагонали a2-g8, быть может, следовало увести с нее короля путем} 22... Kh8 {Белым пришлось бы решать, продолжать ли им атаку на королевском фланге путем Qa3-h3, или попытаться прорваться в центре с помощью b2-b4? В обоих случаях белые сохраняли инициативу, но черные могли бы более эффективно противостоять их угрозам.}) 23. Bc4 $1 {Без промедления Фишер пользуется неточным последним ходом Спасского.} (23. Bc4 {У черных нет времени на} Nb6 {из-за} 24. Qb3 $1 { , одновременно связывая коня b6 и нападая на e6. Если белые смогут осуществить угрозу f4-f5, черные будут вынуждены освободить диагональ.}) 23... Kh8 {У черных нет выбора.} ({Если они защитят пешку путем} 23... Nf8 $2 {, то} 24. f5 {с последующим f4-f5, разрушая защиту черного короля.}) 24. Qh3 $1 {Ферзь отлично поработал на ферзевом фланге. Теперь пришло для него время показать себя в атаке на короля. Белые предлагают пешку b2 в обмен на важную пешку e6.} Nf8 ({Черные не идут на размен, поскольку им не нравится вариант} 24... Rxb2 25. Bxe6 Nf8 26. Bc4 {, и у белых выигрышная позиция. Все дело в качестве пешечного большинства, которым обладает каждая из сторон. Пешки черных c5 и d4 намертво заблокированы, и как только белые сыграют Rc1-e1 и f4-f5, можно будет опускать занавес.}) 25. b3 {"Захлопывая дверь" перед носом ладьи b8, этим ходом белые подчеркивают свое позиционное превосходство. Черные ладьи не у дел, а сравнение позиции слона c4 и коня f8 говорит само за себя. Но существует большая дистанция между позиционным преимуществом и выигрышем. Черные хотя и стеснены, но их ресурсы защиты далеко не исчерпаны. Как добиться выигрыша в позиции, представленной на диаграмме? Имейте в виду: не во всех выигрышных позициях имеются форсированные варианты, ведущие к материальным завоеваниям и технически выигранным положениям. Выигрышная позиция может и должна быть улучшена и усилена до той степени "готовности", чтобы можно было точным ударом выиграть материал, сводя конц партии к технической реализации достигнутого преимущества. У белых превосходная позиция, но не все их фигуры хорошо скоординированы. Фишеру необходимо увеличить пространственный перевес за счет активизации роли ладей. И лишь после этого можно будет говорить о скором выигрыше.} a5 {Разумный ход. У черных нет активного плана, и поэтому они выжидают, готовясь противодействовать планам соперника. Пешка a6 являлась хорошей целью для слона c4. Теперь пешка a6 вне опасности, и путем a5-a4:b3 черные могут вскрыть линию "a", что дало бы их ладьям некоторую свободу.} 26. f5 $1 { Белые активизируют тяжелые фигуры по линии "f". Черные теперь могут разменять свою слабую пешку e6, но белые взамен получают сильную проходную на e5. Это весьма тонкого свойства обмены, объектами которых являются преимущества и недостатки в положениях обеих сторон. Надо ли было белым принять меры против контригры черных a5-a4 посредством 26.a4, или им следовало играть на атаку? Вся карьера Фишера шла в русле демонстрации силы атакующей стороны шахмат. Осторожный шахматист сыграл бы 26.a4, но Фишер ищет ахилесову пяту в позиции противника.} exf5 {Брать черные вынуждены, ибо не могут позволить белым осуществить f5:e6 или провести f5-f6. Это окончательно разрушило бы их позицию.} 27. Rxf5 {В дело вступает ладья. Грозит немедленное Rf5-f7 с выигрышем материала, ввиду угрозы линейной атаки на ладьo^ a7. Под контролем ладьи f1 внезапно оказываются 6 полей.} Nh7 (27... Nh7 {Черные используют тактику для отражения угрозы Rf5-f7. Теперь} 28. Rf7 $2 {, допускало бы коневую вилку после} Ng5 {и затем} 29. Rxe7 Nxh3+ {(шах!)} 30. gxh3 Rxe7 {- черные выигрывают качество.}) ({В трудных положениях защищающаяся сторона зачастую готова расстаться с частью материала, лишь бы ослабить давление. Но попытка} 27... Ng6 28. Rf7 Qxf7 29. Bxf7 Rxf7 { не проходила из-за} 30. Qe6 {, и под ударом оказываются сразу ладья f7 и конь g6.}) ({Блокирование слона c4 посредством} 27... Ne6 $2 28. Bxe6 Qxe6 29. Rf8+ Rxf8 30. Qxe6 {оканчивалось бы тем, что черные отдавали ферзя за ладью.}) { Эндшпиль} 28. Rcf1 (28. Rcf1 {Продолжая наращивать давление, белые возобновляют угрозу Rf5-f7. Черные не могут ее отразить путем} Rf8 {, ввиду варианта} 29. Rxf8+ Nxf8 30. Qc8 $1 {- конь связан и на следующем ходу выигрывается.}) 28... Qd8 {Черные парируют угрозу, включая ладью a7.} 29. Qg3 {Этим простым, но эффективным ходом белые продолжают улучшать позиции своих фигур до того, как начать решающее наступление. Ферзь переходит на другое поле, с тем чтобы возобновить угрозу Rf5-f7 и Qg3-g7#. Другая идея - возможность сыграть Qg3-g6 и затем пойти Bc4-d3 с угрозой мата на h7. Теперь все фигуры белых нацелены на атаку и готовы быстро решить исход сражения.} Re7 {Черные бессильны предотвратить появление фигур противника в своем лагере. Они могут надеяться лишь на то, что белые при ведении атаки где-нибудь ошибутся. Чтобы повысить вероятность этого, полезно создать хоть какие-то контругрозы. Я бы порекомендовал 29...a4, пытаясь хоть как-то отвлечь внимания белых.} 30. h4 $1 {Неприятный удар, с помощью которого отнимается поле g5 у коня h7 и укорачивается диагональ ферзя d8. Сила этого хода становится особенно видна, если рассмотреть вариант} (30. Rf7 $2 Rxf7 31. Rxf7 Qg5 $1) 30... Rbb7 {Черные делают все что в их силах. Этим ходом они защищаются против вторжения Rf5-f7. Обратите внимание каждая фигура белых контролирует больше полей, чем аналогичная фигура противника. Единственная фигура белых, положение которой может быть улучшено, - ферзь g3.} 31. e6 $1 { Проходная пешка "e" с радостью делает шаг вперед. Арон Нимцович (1886-1935) писал об этом так: "Проходная пешка стремиться к продвижению". Пешка e6 - кость в горле черных. Они задохнуться, если не сумеют от нее избавиться. Но как это сделать? Ходом в партии белые обеспечили возможность централизации ферзя. Они также создали угрозу пешке c5. Единственный недостаток хода в том, что конь h7 может выйти на свободу путем Nh7-f6. Но как мы увидим, Бобби готов предложить при этом решающую жертву качества.} Rbc7 ({Защищая пешку c5, черные не могли играть} 31... d3 32. Qxd3 Qxd3 33. Bxd3 Rxe6 {, ввиду} 34. Rf8+ Nxf8 35. Rxf8# {с матом. В этом случае "форточка" h7 не помогла.}) 32. Qe5 $1 {Теперь все фигуры белых занимают лучшее положение. Черные оттиснуты назад. Белые готовы немедленно атаковать коня черных, стоит ему только "высунуть ном" из своего убежища:} (32. Qe5 Nf6 33. Rxf6 $1 gxf6 34. Rxf6 { (угрожая Rf6:h6+ и Rh6-h8#)} Kg8 35. Rxh6 Rg7 36. e7+ {с выигрышем.}) 32... Qe8 ({Черные выжидают, делать им нечего. Вариант} 32... d3 33. R5f3 d2 34. Rd3 { ведет к потере пешки.}) 33. a4 {Лишая противника всяких надежд на проявление активности, белые демонстрируют полную доминацию. Фишер не торопится идти в решительную атаку.} Qd8 {Черные продолжают свою выжидательную тактику. Они стараются прикрыть свои слабости до начала белыми активных действий.} 34. R1f2 {Фишер располагает сначала все свои фигуры на самых выгодных позициях, прежде ~~ем перейти к решительной атаке. У черных всего лишь один козырь: их проходная пешка d4.} (34. R1f2 {Если черные сыграют} d3 {, то} 35. Rd2 { и Rd2:d3 и пешка будет уничтожена.}) 34... Qe8 {Черные продолжают выжидать, надеясь, что у них появится шансы на контригру. Обратите внимание на то, что ни в один из моментов черные не могли играть Kh8-g8 ввиду Rf5-f7, и партия заканчивалась немедленно.} 35. R2f3 {Белые ставят ладьo^ на еще более выгодную позицию. Теперь пешка d4 крепко связана. Все фигуры белых работают на полную мощность.} Qd8 {Черные верны своей концепции до конца: "Пусть белые докажут, что их позиция выигранная".} 36. Bd3 $1 {Белые собираются построить батарею по диагонали b1-h7 с цельo^ поставить мат на h7.} Qe8 { Черные нападают на пешку e6 и предупреждают Rf5-f7.} ({Не проходило} 36... Qg8 {с целью прикрыть поле h7 -} 37. Rf7 $1 Rxf7 ({или} 37... Nf6 38. R3xf6 { с выигрышем}) 38. exf7 Rxf7 ({поскольку при} 38... Qd8 39. Bxh7 {пешка f7 проходит в ферзи}) 39. Bc4 {, и белые выигрывают качество после} Nf6 40. Qxc5 {и Bc4:f7, после чего победа - лишь дело техники.}) 37. Qe4 ({В продолжение своего предыдущего хода белые стремятся дать мат на h7 после такой серии ходов:} 37. Qe4 Rxe6 38. Rf8+ Nxf8 39. Rxf8+ Qxf8 40. Qh7#) {Теперь конь черных вынужден ходить, после чего становится возможной жертва качества, ведущая к быстрому завершению борьбы.} 37... Nf6 {Чтобы предупредить угрозу белых, Rа5-а8+.} 38. Rxf6 $1 {Белые уже давно готовили эту жертву. Пешечный щит разрушается, король черных лишается защиты.} gxf6 {У черных нет выбора.} 39. Rxf6 {Белые забирают пешку f6 и угрожают также взять с шахом на h6, полностью оголяя черного короля.} Kg8 {Пешку на h6 не защитить.} ({Например: } 39... Kg7 40. Rg6+ Kf8 41. Qf4+) ({или} 39... Qh5 40. g4 $1 Qxh4 ({но не} 40... Rg7 {ввиду} 41. Rf8+ Rg8 42. Rxg8+ {, и g4:h5 выигрывает черного ферзя}) 41. Qa8+ Kg7 42. Qf8# {(анализ Решевского)}) {Спасский надеются использовать свои ладьи для защиты от шахов по вертикали "g". Фишер немедленно принимает меры.} 40. Bc4 $1 {Очень хорошо! Ладья e7 прикована к полю, на котором стоит. Если она с него сойдет, то e6-e7+ выигрывает немедленно. Черные ладьи не могут прийти на помощь находящемуся в осаде монарху. Ход в партии также готовит выигрывающее Rf6-f7.} Kh8 {Король должен покинуть диагональ c4-g8.} ( 40... Kh8 {Черные надеются, что пешка h6 соблазнит белых пойти на вариант} 41. Rxh6+ Rh7 42. Qe5+ Rcg7 {, что продлевало сопротивление.}) 41. Qf4 $1 { Приканчивающий ход.} (41. Qf4 {Угроза Rf6-f8 вынуждает} Kg8 {, и тогда} 42. Qxh6 {, и черные беспомощны. Они могут попробовать} d3 {, но после} 43. Rg6+ Rg7 44. e7+ {мат на следующем ходу неизбежен.}) 1-0